Count Ossie

Count Ossie & The Mystic Revelation

Ямайские музыканты, создавшие ска и регги, учились музыке в школе Alpha Boys School. Но в церковной школе не учили бить в барабаны - ритмы были получены из другого источника. На протяжении столетий в горах Wareika Hills недалеко от Кингстона существовало сообщество людей, называвших себя "burru" и считавших себя потомками беглых рабов. Они верили в то, что ритмы со слабой долей обладают особенным действием - они способны устранить границы между сознанием человека и окружающим его миром, а значит, освободить его.


В тридцатые годы burru имели несколько барабанов, используемых для танцев. Один барабан создавал низкий звук, другой подчёркивал слабую долю с помощью звука средней высоты, и ещё один создавал мелодию, состоящую из высоких звуков. Барабанщика, игравшего на нём, звали Count Ossie - он и научил играть будущих барабанщиков Skatalites и Maytals. Без него музыка Ямайки вряд ли стала бы такой, какой мы знаем её сегодня.


Count Ossie


Count Ossie (настоящее имя - Oswald Williams) родился в 1928 году и научился играть на барабанах когда ему не было и десяти лет. В конце 50-х годов он был лучшим барабанщиком на острове. Он не только хорошо играл, но и придумывал новые барабанные мелодии и ритмические рисунки. В возрасте 25 лет Oswald оставил свой дом в Восточном Кингстоне и переселился жить к burru, чтобы играть музыку вместе с ними. Они построили большой деревенский дом, где было несколько комнат. Как вспоминает тромбонист Rico Rodriguez, он и другие музыканты приходили к ним для того, чтобы играть музыку с ними и чему-нибудь научиться.


Count Ossie & The Mystic Revelation


В горах Wareika действительно было на что посмотреть. Count Ossie и его соратники называли своё искусство "Mystic Revelation", то есть "пробуждением духов". Ровно в полночь они начинали бить в барабаны и не останавливались до появления первых лучей солнца. Танцы требовали особенного дыхания, при котором не появляется состояние усталости, и к середине ночи танцующие впадали в непередаваемое состояние, похожее на состояние транса - так, что могли продержаться на ногах до самого рассвета.


По разным причинам burru скрывали своё существование от посторонних людей. Они жили вне общества - многие из них не называли своих имён и даже не общались по-английски при посторонних людях, переходя на только им понятный язык вроде карибского "patios" с изменёнными гласными буквами и смещёнными ударениями в словах. Herbie Miller, работавший вместе со Skatalites и Wailers, пишет о них следующее:


[ >> ]


"Барабанная музыка burru и всё, что было связано с ними, появилось и получило развитие за двадцать лет до регги. Когда Count Ossie основал это сообщество, люди стали приходить в горы Wareika Hills из беднейших мест вроде Dungle и Black O'Wall, где жизнь напоминала существование на свалке. Burru стремились помочь им, и таким образом они начинали жить заново, не вспоминая о своём прошлом. Их объединяла музыка, и все они были против закона - "люди племени burru" продавали марихуану, за что нередко оказывались за решёткой. Их барабаны звучали особенно громко, когда они приветствовали кого-то, кто освобождался из заключения."


[ # ]


В 1960 году Prince Buster, "принц разбойников", пригласил барабанщиков Revelation играть на его звуковой установке. После долгих уговоров Count Ossie записал для него песни "Oh Carolina" (её сочинили The Crusaders в середине 50-х годов) и "I Met A Man". Ему помогали музыканты из его сообщества - барабанщики Ronnie Bop (низкий барабан) и Arkland "Drumbago" Parks (средний барабан), гитарист Jah Jerry, саксофонист Lester Sterling и тромбонист Rico Rodriguez. Пели Eric "Monty" Morris, Derrick Morgan и Owen Gray. Эта запись была первой, где звучали карибские ритмы со слабой долей.


Выпуская пластинку, Prince Buster назвал группу "Folkes Brothers", то есть "Братья из деревни", а музыку - "staya staya". В 1961 году песня "Oh Carolina" стала настолько известной, что её даже передавали по радио. А в 1963 году она была издана в Англии, где пользовалась успехом среди модов, никогда раньше не слышавших ничего подобного. Для них Prince Buster сделал ещё одну пластинку, записанную в 1960 году и названную "First Gone".


На протяжении шестидесятых годов Count Ossie записывался для звуковой установки Coxsone под разными именами, включая "Count Ossie Band" и "Wareikas". В 1970 году он записал пластинки "Meditation" и "Back To Africa", а его барабанная группа переименовалась в "Mystic Revelation of Rastafari". В поздних записях барабанные ритмы звучат в сопровождении саксофона и бас-гитары, поэтому "Mystic Revelation" считаются частью раста-регги. Но это не "roots reggae", а более сложная и более африканская музыка.


Revelation записывались редко - Count Ossie отказывался продавать свою музыку, считая, что ритмы могут существовать только "здесь и сейчас". Он говорил, что для того, чтобы они звучали как следует и производили впечатление, их следует запоминать и воспроизводить "вживую". Так делали его ученики - кроме Skatalites его дело продолжали Ras Michael и The Sons Of Negus.


Count Ossie & The Mystic Revelation


Начало семидесятых годов прошло в поисках новых ритмов, и в 1974 году "вызыватели духов" записали пластинку "Grounation", а ещё через год - "Tales Of Mozambique". Count Ossie погиб в 1976 году в возрасте 48 лет, и сегодня его последние пластинки считаются лучшими среди всех, что оставили Revelation.


Музыканты Revelation продолжали играть до середины восьмидесятых годов, записав песни "Little Drummer Boy", "Hero Is He" и "A Tribute To Marcus Garvey". В настоящее время все их записи доступны на компакт-дисках, и при желании их можно найти.



[ Вернуться к разделу "Музыка" ]