Slade

Slade

Рок-группа Slade, игравшая музыку ещё в середине шестидесятых годов, сегодня считается первой группой, начавшей играть «glam rock». Голосу вокалиста Slade подражали немецкие Scorpions и английские Queen, их песня со словами «мама, мы все сошли с ума» исполняется почти в каждом дворе. Но мало кто знает, кем были музыканты Slade до середины семидесятых годов – их старые песни не издаются, их фотки времён второй половины шестидесятых годов невозможно найти. Сегодня это может показаться странным: Noddy Holder и его группа играли музыку, очень сильно напоминающую Oi! и панк, и было это за десять лет до их появления. Все четверо музыкантов Slade были скинхедами первой волны, о чём свидетельствуют обложки их старых пластинок.


Slade в 1970 году


Для создания своей музыки Slade использовали ритмы и мелодии модовской музыки соул, сделав звучание более низким, а ритмы – громче и тяжелее. Так звучат все песни с пластинки «Beginnings» 1969 года, и так же звучат песни со второй их пластинки «Play It Loud». Лучшими среди них были «Raven» («Чёрный ворон») и «Knocking Nails Into My House» («Они уже забивают гвозди в стены моего дома», Jeff Lynne). И точно так же, как Beatles повторяли звучание и ритмы Motown Records, весь последовавший за этими пластинками «тяжёлый рок» 70-х годов был подражанием звучанию ранних Slade.


Со временем их звучание изменилось – в середине семидесятых годов Slade убрали из своей музыки низкие частоты, а вместе с ними пришлось «погасить» и ритмы. Но до сих пор многие группы, в том числе The Oppressed, исполняют на своих концертах песни Slade, повторяя «Рождённый быть свободным» с пластинки 1969 года или слова «Никто из нас не позволит одурачить себя» с пластинки 1976 года.


Slade в 1964 году


Вряд ли можно назвать Slade «родоначальниками Oi!» – это не так. Они отказались от своего старого звучания и ритмов ещё до того, как Sham 69 и Cockney Rejects в Англии и La Souris Deglinguee и Tolbiac's Toads во Франции использовали для своих песен ритмы и звучание Ramones, получив таким образом «панк-рок восьмидесятых». Нет, Slade – группа, более чем на десятилетие опередившая своё время и бросившая всё где-то в середине 70-х годов, чтобы играть «glam rock». Они заполнили «пустое музыкальное пространство» между первым и вторым поколением скинхедов – между «поколением Oi! и панка» и «поколением рокстеди, регги и ска».


Slade


Slade начали играть в 1964-1966 году и играют до сих пор в составе: Neville John «Noddy» Holder (голос и гитара), Dave Hill (гитара), Jimmy Lea (бас-гитара) и Don Powell (барабаны). Вначале они назывались In-Be-Tweens, в конце 60-х годов сменили название на более длинное и сложное Ambrose Slade, а затем Chas Chandler, бас-гитарист группы Animals, предложил им сократить его до одного слова.


Выпустив первые две пластинки, Slade записали песню «Get Down and Get With It» (Little Richard) в 1971 году. Эта ритм-н-блюзовая мелодия и стала поводом для того, чтобы начать менять звучание в сторону глэм-рока. На пластинке «Slade Alive!» с записью одного из концертов 1972 года слышно, что эта песня пользуется у слушателей Slade наибольшим успехом. Выбор был сделан, и вскоре, развивая свою музыку, Slade настолько отличались от «ранних себя», что на пластинках 70-х годов (примерно после «Sladest» 1973 года) от их первоначального звучания уже ничего не осталось.


Slade в 80-е годы


Сегодня «классикой» группы считаются две песни – «Coz I Luv You» 1973 года и «Cum On Feel The Noize» второй половины 70-х годов. Но это уже другое звучание. В это же время они начали изменять слова в названиях песен, например, «Look Wot You Dun» или «Skweeze Me Pleeze Me». Единственное, что осталось в них от прежних времён – умение показать «столкновение поколений», как в песне «Mama Weer All Crazee Now». В ней Noddy говорит, что он не желает пить виски каждый вечер, как делает более взрослое поколение, разочаровавшееся во всём.


Slade сегодня


Slade изменились ещё сильнее в начале 80-х. Они уже не исполняли на концертах старых песен. Мир стал другими – и Slade изменились вместе с ним, став длинноволосыми затейниками, играющими «Lock Up Your Daughters» («Спрячь подальше своих дочерей») непонятно для кого. В 1984 году они несколько раз появлялись на MTV, но в мире электроники и диско выглядели как динозавры. Тем не менее, Noddy Holder не бросил музыку – в девяностые годы он вёл музыкальную радиопередачу и раз или два раза в год собирал группу для нескольких концертов.


Всё изменилось. И когда в 1997 году появился долгожданный компакт-диск «Feel The Noize: Лучшие песни Slade», на нём не было ни одной записи Slade времён скинхедов первой волны. На их концерте в Москве в 2003 году не было видно никого в ботинках и подтяжках. Только немногие из пришедших на этот концерт знали, кем были Slade когда-то и для кого они играли три с половиной десятилетия назад.



[ Вернуться к разделу «Музыка» ]