Slade

Slade

Рок-группа Slade, игравшая музыку ещё в середине шестидесятых годов, сегодня считается первой группой, начавшей играть "glam rock". Голосу вокалиста Slade подражали немецкие Scorpions и английские Queen, их песня со словами "мама, мы все сошли с ума" исполняется почти в каждом дворе. Но мало кто знает, кем были музыканты Slade до середины семидесятых годов - их старые песни не издаются, их фотки времён второй половины шестидесятых годов невозможно найти. Сегодня это может показаться странным: Noddy Holder и его группа играли музыку, очень сильно напоминающую Oi! и панк, и было это за десять лет до их появления. Все четверо музыкантов Slade были скинхедами первой волны, о чём свидетельствуют обложки их старых пластинок.


Slade в 1970 году


Для создания своей музыки Slade использовали ритмы и мелодии модовской музыки соул, сделав звучание более низким, а ритмы - громче и тяжелее. Так звучат все песни с пластинки "Beginnings" 1969 года, и так же звучат песни со второй их пластинки "Play It Loud". Лучшими среди них были "Raven" ("Чёрный ворон") и "Knocking Nails Into My House" ("Они уже забивают гвозди в стены моего дома", Jeff Lynne). И точно так же, как Beatles повторяли звучание и ритмы Motown Records, весь последовавший за этими пластинками "тяжёлый рок" 70-х годов был подражанием звучанию ранних Slade.


Со временем их звучание изменилось - в середине семидесятых годов Slade убрали из своей музыки низкие частоты, а вместе с ними пришлось "погасить" и ритмы. Но до сих пор многие группы, в том числе The Oppressed, исполняют на своих концертах песни Slade, повторяя "Рождённый быть свободным" с пластинки 1969 года или слова "Никто из нас не позволит одурачить себя" с пластинки 1976 года.


Slade в 1964 году


Вряд ли можно назвать Slade "родоначальниками Oi!" - это не так. Они отказались от своего старого звучания и ритмов ещё до того, как Sham 69 и Cockney Rejects в Англии и La Souris Deglinguee и Tolbiac's Toads во Франции использовали для своих песен ритмы и звучание Ramones, получив таким образом "панк-рок восьмидесятых". Нет, Slade - группа, более чем на десятилетие опередившая своё время и бросившая всё где-то в середине 70-х годов, чтобы играть "glam rock". Они заполнили "пустое музыкальное пространство" между первым и вторым поколением скинхедов - между "поколением Oi! и панка" и "поколением рокстеди, регги и ска".


Slade


Slade начали играть в 1964-1966 году и играют до сих пор в составе: Neville John "Noddy" Holder (голос и гитара), Dave Hill (гитара), Jimmy Lea (бас-гитара) и Don Powell (барабаны). Вначале они назывались In-Be-Tweens, в конце 60-х годов сменили название на более длинное и сложное Ambrose Slade, а затем Chas Chandler, бас-гитарист группы Animals, предложил им сократить его до одного слова.


Выпустив первые две пластинки, Slade записали песню "Get Down and Get With It" (Little Richard) в 1971 году. Эта ритм-н-блюзовая мелодия и стала поводом для того, чтобы начать менять звучание в сторону глэм-рока. На пластинке "Slade Alive!" с записью одного из концертов 1972 года слышно, что эта песня пользуется у слушателей Slade наибольшим успехом. Выбор был сделан, и вскоре, развивая свою музыку, Slade настолько отличались от "ранних себя", что на пластинках 70-х годов (примерно после "Sladest" 1973 года) от их первоначального звучания уже ничего не осталось.


Slade в 80-е годы


Сегодня "классикой" группы считаются две песни - "Coz I Luv You" 1973 года и "Cum On Feel The Noize" второй половины 70-х годов. Но это уже другое звучание. В это же время они начали изменять слова в названиях песен, например, "Look Wot You Dun" или "Skweeze Me Pleeze Me". Единственное, что осталось в них от прежних времён - умение показать "столкновение поколений", как в песне "Mama Weer All Crazee Now". В ней Noddy говорит, что он не желает пить виски каждый вечер, как делает более взрослое поколение, разочаровавшееся во всём.


Slade сегодня


Slade изменились ещё сильнее в начале 80-х. Они уже не исполняли на концертах старых песен. Мир стал другими - и Slade изменились вместе с ним, став длинноволосыми затейниками, играющими "Lock Up Your Daughters" ("Спрячь подальше своих дочерей") непонятно для кого. В 1984 году они несколько раз появлялись на MTV, но в мире электроники и диско выглядели как динозавры. Тем не менее, Noddy Holder не бросил музыку - в девяностые годы он вёл музыкальную радиопередачу и раз или два раза в год собирал группу для нескольких концертов.


Всё изменилось. И когда в 1997 году появился долгожданный компакт-диск "Feel The Noize: Лучшие песни Slade", на нём не было ни одной записи Slade времён скинхедов первой волны. На их концерте в Москве в 2003 году не было видно никого в ботинках и подтяжках. Только немногие из пришедших на этот концерт знали, кем были Slade когда-то и для кого они играли три с половиной десятилетия назад.



[ Вернуться к разделу "Музыка" ]