Краткая история

Oi! Oi! Oi!

[ >> ]


"Кто бы мог найти сейчас это место на земном шаре - скалистый горный кряж, несколькими отрогами вдававшийся в степь. Гигантские кедры рвали камни извилистыми корнями, нестройно рассеявшись на крутых боках серых и красных скал. Гряды холмов вползали в степь и, быстро понижаясь, напоминали лапу с погружёнными в почву корнями, цепко схватившую лицо земли..."


[ # ]


Затем появились города, затем большие города, затем очень большие. Тогда всё и началось.


Традиционные скинхеды - обложка пластинки


Традиционные скинхеды ("traditional skinheads", "традишенел скиннедс" с ударением на "и") - молодёжная субкультура, впервые проявившая себя в Англии полвека назад и получившая развитие в разных местах планеты. Во всём мире есть множество людей, которые называют себя так, они имеют разный цвет кожи и придерживаются самых разных взглядов, далёких от того, что о них пишут газеты или говорят больные политики в предвыборных речах. Скинхедов нельзя считать "движением", так как они никогда не стремились к какой-либо цели и не совершали ничего, что могло бы изменить ход событий вокруг них. Это отражено в самом названии "traditional skinheads". Многие не воспринимают их так, потому что даже само понятие "традиция" сегодня устарело. Но только не для них.


Известно несколько "поколений скинхедов", с каждым из которых связана определённая музыка и одежда. В разные времена скинхеды слушали ска и соул, рокстеди и регги, панк-77, Oi! и хардкор. Те, кто может быть отнесён к последователям первого поколения, были современниками тех, кто принадлежал уже к третьему и четвёртому. Те, для кого лучшей музыкой был шум футбольных трибун, одевались так же, как их старшие братья, для которых лучшей музыкой был грохот докерских ботинок, отбивавших карибские ритмы о деревянные полы танцевальных клубов 60-х годов. Панки использовали в своей одежде те же высокие ботинки, которые они вряд ли могли бы получить от кого-то ещё. Традиция была и есть, и она не пресекалась всё это время. Музыка и другие развлечения не исчезали никогда.


Не догонишь, не поймаешь!


Ботинки и подтяжки встречались и раньше. До скинхедов их много лет носили строители и рабочие в речных доках. Внешность, которую можно видеть на старых фотках, распространилась ещё до того, как слово "skinhead" было изобретено - она встречалась уже в 1966 году под названием "hard mod" и была связана с музыкой рокстеди, в то время как прозвище "skinhead" появилось в 1969 году и было связано с музыкой регги. Раннее регги называется сегодня "skinhead reggae" - от него и идёт отсчёт "истории скинхедов".


[ >> ]


"Мы называем это "sharp style". Наш стиль как бритва - мы одновременно бросаем вызов и привлекаем к себе внимание. Выглядеть так - это вопрос самоуважения, вопрос уверенности в себе, уравновешенности внутреннего и внешнего, это и есть то, что называется "skinhead pride". Оружие - обязательно. Одежда подчёркивает наше достоинство, способность к любому действию. Но она не создаёт этого, и если ты неудачник, эта магия не действует - в какие бы тряпки ты ни оделся, если ты придурок, тебя ничто уже не спасёт. Тогда ты так и останешься засранцем, одетым в наши ботинки и подтяжки."


[ # ]


Эти качества с точки зрения окружающих совершенно невыносимы. К ним следовало бы добавить ещё и привязанность к определённой местности и людям ("семья, корни, истоки"), желание личной независимости, готовность отстаивать свои взгляды, выше среднего "порог страха", устойчивость к обвинениям. И никакого "умения ладить с людьми", так как достичь этого попросту невозможно. Ложь давно стала частью жизни, от неё никуда не деться. Каждый, кто продолжает следовать нравственным ценностям предшествующих лет (где многое не было предусмотрено), оказывается в столкновении с окружающим миром: "нет и не будет никого, кто мог бы подчинить тебя своей воле". Отсюда стремление поддерживать традиции, неприятие политики и религии и многое другое.


Субкультура развивалась в условиях рыночной экономики с ограниченным государственным вмешательством. Внутри такой экономики возникает "самоустановившийся порядок" ("spontaneous order"), в основе которого стоит "голосование действием" (подробности - в книгах австрийской экономической школы). Его невозможно предсказать, или, тем более, политически спланировать, и он имеет одну особенность: он соответствует потребностям наиболее упрямых и целеустремлённых людей - привыкших добиваться своего. Во многих других странах (в том числе и в России) подобных условий нет. Там западный образ жизни выглядит странно, а попытки его повторить требуют куда больших усилий.


Рабочая молодёжь


На рисунке вверху внешний вид показан полностью, "от" и "до". Здесь всё понятно, и тем не менее, для большинства этот рисунок - головоломка без ответа. Скинхеды 60-х годов владели тем, что называется "the language of clothing": используя, казалось бы, самую распространённую одежду, они одевались так, чтобы она подчёркивала их достоинство и силу. Если верно подобрать ботинки и подтяжки, они создают чуть заметный обман зрения. Вот что говорит об этом Laurel Aitken в песне "Skinhead", сочинённой в конце 60-х годов:

 
When a skinhead walks down the street,  Когда skinhead идёт по улице,
Every chick heart skips a beat, Каждое женское сердце пропускает удар,
When a skinhead walks down the street,  Когда skinhead идёт по улице,
Every chick heart skips a beat. Каждое женское сердце пропускает удар.
 
The cheapman said: you lookin good Оборванцы говорят: ты выглядишь превосходно
In your braces and bovver boots! В своих подтяжках и высоких ботинках!
The cheapman said: you lookin good Оборванцы говорят: ты выглядишь превосходно
In your braces and bovver boots! В своих подтяжках и высоких ботинках!
 
Skinhead, Skinhead! Skinhead, Skinhead!
Skinhead, Skinhead! Skinhead, Skinhead!


Внешность была на первом месте, на втором - музыка. Сегодня кажется странным, что субкультура зародилась в танцевальных залах в 60-е годы, но в нескольких песнях тех лет, среди них "Night At The Hop" (Derrick Morgan) и "Skinhead Jamboree" (Symarip), остались воспоминания и об этом. Скинхедам нравилось хорошо проводить время, и музыки для них всегда было достаточно. Скинхеды танцевали в маленьких клубах, где выступали музыканты с Ямайки, игравшие регги и рокстеди, вместе с теми, кто приезжал работать в Англию и тоже мог бы назвать себя "working class kids".


Dandy Livingstone - один из первых скинхедов


Чёрный парень на фотке вверху - один из создателей Trojan Records, игравший в нескольких группах и делавший для своих слушателей всё, что было в его силах. Но в начале 70-х рокстеди и раннее регги исчезли из хит-парадов (на то было несколько причин, о которых надо рассказывать отдельно). Всё изменилось: если рокстеди выпускали в основном Trojan и Pama Records, то раста-регги, или "roots reggae" выпускали уже Island Records. Звучание регги стало другим, более медленным и медитативным. Через два или три года недостаток "музыки улиц" восполнили 2-Tone ска и панк-рок.


[ >> ]


"Людям нравится что-то делать и у них есть субкультура, но обратное не верно. Субкультура не предписывает делать что-либо, и принадлежность к ней не означает обязательство делать что бы то ни было."


[ # ]


Панк-рок и другая ему подобная музыка появилась вместе со снижением экономических показателей (и ростом безработицы) в 70-е годы - как отражение всего, что происходило. Ещё несколько лет назад пользовались успехом такие группы, как Steppenwolf (это у них были слова "heavy metal thunder" в песне "Born to be Wild") или The Beatles, но настроение и звучание рок-н-ролла изменилось: The Stooges и Velvet Underground исполняли на тех же "трёх аккордах" тяжёлую для восприятия, депрессивную музыку. Считается, что панк появился в середине 70-х как бы "в готовом виде" - на самом деле, уже звучавшая музыка получила новое название. Теперь её можно было отличить от рок-н-ролла.


Старый панк-рок сегодня принято называть "punk '77", а последовавший за ним "панк-рок второй волны" известен сегодня как "уличный панк", или "streetpunk". "Дети улиц" тоже внесли свой вклад в развитие этой музыки - именно они были теми панками, которые "начали носить высокие ботинки", как пишут в статьях об истории панк-рока. Мало того, под кожаными куртками с заклёпками носили ещё и подтяжки.


Streetpunk


Некоторые группы играли злые песни, другие - наоборот, весёлые и легкомысленные. Но так никто и не ответил на задаваемые ими вопросы, которые в общем-то сводились к одному вопросу: "зачем". Как в песне "Let's Start A War" группы The Exploited: придуманы сотни и тысячи способов, как заставить безработные массы идти куда-либо, но цель далеко не очевидна. Религия, государство - они не скажут никогда. Нужен ответ, который устроил бы всех, а его нет, как и не было.


Панки


Музыкальные магазины отказывались продавать панк-пластинки, но John Peel представлял на BBC новых исполнителей, Garry Bushell рассказывал о них на страницах Sounds, и даже если 9 газет из 10 поливали панков грязью, всегда находились те, кто был с ними заодно и думал так же. В конце 70-х годов, вслед за концертами Sham 69, скинхеды стали создавать свои панк-группы. Музыка стала более быстрой и выразительной - до сих пор одним из лучших панк-гимнов считается "Where Have All The Bootboys Gone", песня о том, как старому скинхеду исполнилось уже двадцать (очень много), все его друзья выросли, а он всё никак не может успокоиться.


Oi! Oi! Oi!


Группы, последовавшие за Sham 69, взяли из панк-рока самое главное - они играли музыку без условностей, создаваемую для таких же, как они, "детей улицы", рассказывающую о том, что их волнует. Многие песни сопровождали дружные крики: припев "Oi! Oi! Oi!" дал название "уличному панку", впервые его запустил в оборот Gary Bushell. Панк-рок был бунтом и они стали его частью - во всяком случае, на некоторое время.


Ни власти, ни религии


Всё прошло довольно быстро - злые панки или выдыхались или начинали делать деньги. Панк-рок распался на несколько направлений, и как-то так получилось, что "волна панк-рока" прошла, а их слушатели остались. Они были против всего, что их окружало (как в одной из песен группы The Gonads: "give us jobs not jails"), но панк утратил свою силу - чем и воспользовались политики.


Панк попыталась использовать политическая организация "Национальный Фронт". Они подбросили денег группе Skrewdriver, и те стали перекладывать лозунги партии на панк-музыку. Листовки NF разбрасывались на стадионах во время футбольных матчей. В итоге, сторонникам NF дали прозвище "bonehead" - "тупоголовый, костеголовый". Ещё раз, субкультура не предписывает делать что-либо. Стало ясно, что нацисты паразитируют как на внешности скинхедов, так и на панке: "музыка патриотов" - это вовсе не часть панк-рока, а "Белая Сила" Skrewdriver - вовсе не "Белое восстание" Clash. Это совершенно разные, даже полностью противоположные вещи, и граница между ними - игра в политику. Тот, кто способен думать своей головой, никогда не переходит её.


Не одно и то же


К началу 80-х стало понятно ещё и то, что всё то же самое можно сказать и про деятелей из противоположного "политического крыла". Красная сволочь ничем не лучше, а к панкам и скинхедам они относятся так же - используют их, как могут. Поэтому "лучшая политика - это никакой политики вообще". Такие слова можно было увидеть на страницах Sounds, то же самое можно услышать и в музыке начала 80-х годов.


Первоначальные "троянские" скинхеды к тому времени стали редкостью, и во второй раз уже политики вроде Maggie The Cunt приложили к этому свои руки. При взгляде сверху всё выглядит немного по-другому: подобные молодые люди не опасны, но они неуправляемы - не понимают, как хорошо плыть по течению, не хотят жить в кредит, как все. Они могли бы носить костюмы, но их невозможно заставить носить галстуки. Проще всего их подавить. И не простаивать же без дела государственной машине (которая, тем более, на то и создана).


Crucified Skinhead


Как подавляют неугодных в наши дни? Любые источники сведений о чём угодно можно целенаправленно "глушить", что и делается. Во всех странах постоянно идёт заказ времени на TV или газетных полос в прессе, где выливаются потоки грязи - нет, не против кого-то лично. Что нельзя запретить и разрушить за один раз, всё равно можно взять измором, угнетая всех несогласных, пока они сами не откажутся от того, за что боролись. А затем они ещё послужат пугалами - чтобы и другим неповадно было. Если вспомнить, когда была сочинена песня "Crucified Skinhead", можно установить и время: в "развитых странах" подобная "промывка мозгов" идёт по крайней мере с начала 80-х годов. Прекратится она когда-нибудь или нет - неизвестно.


Не опасен


Для России, Страны Быдла, где причины и следствия перепутаны на всех уровнях ("курс доллара", "зарабатываемая плата"), где ложь повсюду (и все привыкли уже), этот срок может быть установлен более точно: начиная с весны 1999 года. Здесь каждый месяц, строго по расписанию, в прессе проходят сообщения о том, что "бритоголовые фошшисты" у нас не только избивают и загрызают тысячи "лыц кавкасскай нацыаналнасты" (и паспортов не проверяют и честей не отдают), не только прыгают на старушек и "избивают их ботинками" (не стеклом и не железом, как все "нормальные люди"), но уже и "поджигают административные и хозяйственные здания в городе Москве" (предвыборный "ужастик" от Генерального Прокурора - 25 ноября 2003 года). Крысам не место в нашем свинарнике. "Большинство" верит, что в лесу дерево упало, а раз так - оно упало, даже если его и не было.


Демократия


То, что показано на рисунке вверху, в школах не проходят. А ведь это называется "демократия", и все "развитые страны" живут сегодня так. Выбирая себе "правительство", людишки верят, что оно, ежели чего, всех врагов - ядрёной бомбой! И одним разом замочит. А они будут по ящику смотреть. Веселье начинается, когда врагов не остаётся. Их тогда приходится искусственно создавать.


Новости


Скинхеды в газетах носят бороды и ошейники, подозреваются в убийствах, сбегают из-под стражи и шастают по городу, избивая - мирных граждан! На позор их, на позор! Чтобы все знали! А сами граждане - добрые и хорошие, не отнимают, не воруют, не осуждают, не обвиняют (нижестоящих), других унижая не возвышаются, способны к самопожертвованию ради Всего Человечества. От перенаселённости не беснуются, чай в пакетиках не глотают, сеном не травятся с селитрой и никотиновой кислотой, на улицах улыбаются, особенно в больших городах. Всех любят, всех жалеют, а если бьют соседу морду (например, когда он идёт вечером домой и у него заняты руки), так кулак сам наводится ему в скулу. Вот только гадов нарушителев [вырезано-цензурой] поизловить - и станет совсем хорошо.


[ >> ]


"На самом деле, большинство людей не так уж безнадёжны. Просто завидуют. Но вы не разглядели их внутренней духовности. Вам не понять философию грязи. Я люблю людей!"


[ # ]


Субкультура продолжает развиваться, даже в таких условиях. В начале 80-х годов, сначала в Шотландии, а затем и в других странах появились музыкальные и футбольные фанзины - ни что иное (ах, эта фраза в современном русском ызыке уже пишетьса через "е" - отстаём от жизни!), как самодеятельные журналы ("fan zines"), распространяемые по подписке. Первоначальный замысел состоял в том, чтобы написать историю субкультуры, но этим дело не ограничилось. Современные фанзины имеют цветные обложки, а "фото-зины" в исполнении уступают разве что дорогим журналам - уровень достаточно высок. Издаётся "для своих", но кому надо - найдёт.


Фанзины издаются во многих странах. Кроме новостей и рассказов о группах они, как правило, имеют раздел "mail order", позволяющий читателям заказать музыку почтой или через Интернет. Так можно выбрать и одежду, причём из-за этого фанзины не становятся похожими на "модные журналы", переполненные рекламой - в условиях внешнего давления этого не происходит. Многие современные группы, играющие панк или ска, поддерживают фанзины, насколько это в их силах, и наоборот. Поддержка идёт и от читателей. Поэтому снаружи, как того желают политики, это сообщество разрушено быть не может. И не будет! Субкультура никогда не исчезнет.


Скинхеды


Закономерным итогом деятельности фанзинов стало появление нескольких "условных соглашений", распространённых среди субкультуры. В фанзинах были рисунки и фотографии (в том числе и старые фотографии), и одним из соглашений стало умение одеваться. Стараются носить не "торговые марки" (это было бы слишком просто), но выглядеть так, чтобы повторять определённый внешний вид - и выглядеть хорошо. Кстати, подобное встречается и в других субкультурах (длинный список - не включён в эту статью). В итоге, современные обладатели "ботинок и подтяжек" лучше относятся к панкам или тедам (современниками первых тедов в СССР были "стиляги"), чем к "тематически одетым" невеждам в нейлоновых куртках и штанах до земли: первые распознаются как "свои", а вторые - нет. Также считается, что не следует красоваться перед окружающими - не оценят и не поймут.


Многие также тщательно относятся к выбору друзей. Некоторые поступки (например, любая попытка получить что-то за чужой счёт) воспринимаются "в штыки". Вам перепишут музыку бесплатно, но за свои развлечения каждый платит самостоятельно. Ещё раз, принадлежность к какой бы то ни было субкультуре не означает обязательство делать что-либо кому бы то ни было. И мы не создаём никаких "общественных благ", которые можно было бы получить бесплатно: или плати (по рыночным ценам), или всё делай самостоятельно. Приписывать субкультуре "бесплатность" - то же, что приписывать ей политические взгляды.


Skinhead - A Way Of Life


Особое соглашение действует относительно представителей низов: никогда и никаких союзов с подонками, никакой поддержки подонкам, никаких знаний подонкам, в том числе и о субкультурах - "я даже не говорю им, кто я такой". Достаточно год-два поездить по разным городам и поснимать комнаты (с алкашами или без - значения не имеет), чтобы обнаружить, что чем ниже стоит человек на социальной лестнице, тем сильнее искажена в его сознании окружающая действительность - и дело не во "внешних условиях". Внизу оказываются наиболее тупые. И никакие союзы с ними невозможны.


Мы давно привыкли к этому в России, где обыватель поголовно страдает от зависти и подавленной злобы - и всегда готов передать это состояние другим: "клюй ближнего, плюй на нижнего". Когда "они" подходят на улице "просто поговорить" - у них на мордах уже написано, что они будут делать. Вот "они" приказывают стоять. Затем последует приказ отвечать на их вопросы. Затем будет приказано помочь своим белым братьям (разумеется, деньгами). Затем - на выбор: электрошокер, нож (такой, как La Griffe), газовый баллончик, револьвер, телескопическая дубинка... всё, что угодно. Хоть какие-то средства самообороны должны быть! Это же Россия. А ежели ты привык, что к тебе люди относились и относятся хорошо и на человека ты не можешь поднять руку - вот тут-то "они" самоудовлетворятся. И этот как раз тот самый случай, когда достаточно капли крови, чтобы "они" перешли к показыванию передних верхних зубов и отступили. Так гопы и гопихи, давно утратившие способность производительно трудиться, живущие на подачки от государства, исполняют важнейший государственный заказ: "давить". И государство, способное создавать и поддерживать сложнейшие системы безопасности, никогда не тронет своего гопа. Без него оно не может существовать. Так что, когда "они" придут за вашей головой (а они придут, рано или поздно), так и знайте: перед вами - само государство. Во всём мире тираны держат сильных людей в разобщённости, подчинении и страхе, постоянно угрожая им скорой и неизбежной расправой низов.


Рокстеди и регги 60-х годов записывали на Ямайке, а слушали в основном в Англии и Франции, но начиная со времён панка 1977 года пластинки для скинхедов начали записываться и на континенте. Первые группы, играющие Oi! на континенте, появились во Франции в начале восьмидесятых годов, затем эта музыка проникла в Германию, Италию, Испанию и Страну Басков, а ещё через несколько лет появилась в Скандинавии. И дальше, дальше, дальше... Очень часто она смешивалась с той музыкой, которую слушали в других странах (вообще-то, в народной музыке подчёркивание "слабой доли" - распространённый приём, и не только в ямайской музыке), но общее настроение сохранилось.


Краткий список исполнителей из России, Украины и Республики Беларусь - здесь.


Ждём, что будет дальше.


[ Вернуться к разделу "Музыка" ]